.
Главная » Статьи » Вязание крючком

Программа «Вязание игрушек крючком»

Направление: деятельность декоративно-прикладной ориентации.

Срок обучения 1 год.
 
Возраст учащихся 9-11 лет.

Составитель: Петрова Любовь Александровна
руководитель кружка МОУ УСОШ № 2 им. Сергея Ступакова

 
Пояснительная записка

I.      Вязание крючком характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные игрушки, салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения. Ведь, несмотря на широкие возможности современных технологий, во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, отличающиеся наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом. Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком становится любимым занятием.
II.      Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С 13 века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные вязаные игрушки.
Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 

1.     Образовательные:

  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
  • Познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
  • Научить чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания;
  • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2.     Воспитательные:

  • Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • Привить основы культуры труда.

3.     Развивающие:

  • Развить образное мышление;
  • Развить внимание;
  • Развить моторные навыки;
  • Развить творческие способности;
  • Развить фантазию;
  • Выработать эстетический и художественный вкус.

Программа «Вязание игрушек крючком», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней  уделено мало времени изучению данного вида декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретут углубленные знания и умения по данному виду творчества.
Средний возраст учащихся 9-11 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации).
Программа рассчитана на 1 год. В группы приходят дети, не имеющие специальных навыков из области вязания крючком. Программа разработана для учащихся 9-11 лет, количество детей в группе 5-10 человек.
 
В отделе декоративно-прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности: 1 уровень – репродуктивный, 2 уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, 3 уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, 4 уровень – творческий( самостоятельное моделирование и изготовление игрушек). Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней (школьных, районных). В течение учебного года обучающиеся вывязывают от 10 до 22 игрушек.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.

В конце обучения учащиеся должны:
Знать Уметь
1 Правила поведения, ТБ Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом; ПДД; ППБ.
2 Основные приемы вязания крючком, технику вязания. Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.
Основные способы вывязывания петель. Четко выполнять основные приемы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъема, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с 1,2,3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2,3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.
4 Способы вязания по кругу Вязать по кругу и по спирали плоские и объемные изделия.
Снимать и записывать мерки.
Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.
Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».
Вязать  игрушки,  элементы растительного орнамента.
5 Сборка и оформление изделий Выполнять  заключительную сборку и отделку готовых изделий.
Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.
Контроль
Сроки проверки Какие знания и умения проверяются Форма подведения итогов
На каждом занятии Правила пользования инструментами, ТБ.Техника вязания. Беседа
В конце 1 полугодия Умение четко выполнять основные приемы вязания крючком.Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Понятие «раппорт». Контрольное занятие, конкурсы, выставка.
В конце учебного года Техника вязания крючком; умение пользоваться описаниями выполнения работ. Самостоятельное моделирование и оформление: «Моя игрушка» . Определение плотности по горизонтали и вертикали, расчет количества петель прямоугольного полотна. Выполнение трикотажных швов.  Контрольное занятие, школьная выставка -конкурс, районная выставка «Весенняя капель»
 
Условия реализации программы

1.     Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами.
2.     Наличие инструментов:

  • Вязальные крючки различной толщины;
  • Ножницы;
  • Швейные и штопальные иглы;
  • Булавки;
  • Кисти;
  • Сантиметровая лента;
  • Клей.

 
3.     Наличие материалов:

  • Пряжа и нитки разной толщины и цветов;
  • Фурнитура для игрушек;
  • Калька;
  • Миллиметровая бумага;
  • Цветная бумага и картон.
  • Рамки для оформления работ
Литература

1.     Денисова Н.А. Пушистики и мохнатики. - Москва, 2005.
2.     Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – Москва, 1984.
3.     Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra», «Коллекция идей».
4.     Журнал «Школа и производство»
5.     Жадько Е.Г. Приятные пустячки. – Ростов- на- Дону, 2004.
6.     Кипп А. День рождения: темы и идеи праздников. -  Челябинск, 2004.
7.     Ковпак Н. Цветы, связанные крючком. - Москва, 2005.
8.     Мак-Таг Фиона Вязаные игрушки. - Москва, 2004.
9.     Максимова М.В. Азбука вязания. – Москва, 1990.
10. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – Москва, 2000.
11. Программа образовательной области «Технология». – Москва, 1994.
12. Стародуб К.  Мягкая игрушка для начинающих.- Ростов-  на-  Дону, 2005.
13. Столярова А.М. Вязаная игрушка. –Москва, 2000.
14. Спичли Г. Чудеса своими руками. - Москва, 2005.
15. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – Москва, 1981.

Учебно-тематический план
Тема Общее
кол-во часов
1 «Крючок – простачок». Мифы и реальность о нитках и крючках. Воздушная петля. 2,2
2-4 Цепочки из воздушных петель, картины из воздушных цепочек. Панно «Слоник под пальмой» 4,4
5 Воздушная цепочка как подготовительный ряд будущего узора. 2,2
6-7 Столбик без накида. Полотно. 4,4
8-9 Круглое полотно 4,4
10-11 Длинные петли «Мех» 4,4
12-13 Игольница «Кактус» 4,4
14-15 Игрушка «Гриб» 4,4
16-17 Игрушка «Мышь» 4,4
18-19 Игрушка «Лягушка» 4,4
20-21 Игрушка «Цыпленок» 4,4
22-23-24 Игрушка «Корзина» 7
25-26-27 Шкатулка «Белочка» или «Дом» (на выбор) 7
28-29-30 Игрушка «Черепаха» 7
31-34 Резерв 10
  Итого: 75


Попасть в мир веселых и красочных мягких игрушек, таких, которые Вы всегда мечтали иметь, но не могли купить, потому что их не продают в магазине – поможет Вам кружок «Вязание игрушек крючком». Вы их сделаете сами.
Ваши родные и друзья удивятся и обрадуются, когда вы им преподнесете на день рождения или другой какой-либо праздник замечательный подарок – игрушку, связанную своими руками.
 
Добро пожаловать на занятия кружка.



Источник: http://lubap.ucoz.ru/13_d9.doc
Категория: Вязание крючком | Добавил: рик (06.12.2009) W
Просмотров: 26377 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3  
нормально

2  
прикольно МОЛОДЕЦ

1  
tongue какие игрушки!

Имя *:
Email *:
Код *: