.
Главная » Статьи » Методическая копилка

Здоровому все здорово!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Удомельская средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов

 

Сочинение – рассуждение о здоровом образе жизни «Здоровому все здорово!» с использованием краеведческого материала.

(Урок развитие речи в 7 классе)

 

  Петрова Любовь Александровна

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ № 5

 

Удомля

2016

 

Тема: Развитие речи. Сочинение – рассуждение о здоровом образе жизни «Здоровому все здорово!»

Цели:

актуализировать знания учащихся о типах речи, полученные ранее,

 - подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения;

- подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;

- воспитывать правильное и ответственное отношение к своему здоровью, формировать потребность быть здоровым

Оборудование: памятка «Как работать над сочинением», эпиграф, цитаты на экране

( спроецированы через проектор), книга по краеведению «Богатыри земли Удомельской» Б.К.Виноградова, Е.В.Воронцовой, Н.И Иванова.

Тип урока: развитие речи

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация

1. Слово учителя.

Быть здоровым – это желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».

- Как вы понимаете слова поэта?

2.Обсудите в парах и сформулируйте цели нашего урока, опираясь на памятку и тему урока.

Пары  (как сидят за партами) обсуждают цели и формулируют их:

1.Создать на данную тему собственные высказывания, которые будут являться опорой нашего сочинения.

2.Ясно, логично выразить свои мысли в письменной форме о том, как каждый из нас представляет здоровый образ жизни, заботится о собственном здоровье.

3.Уважительно и бережно относиться к своему здоровью.

3. Работа с эпиграфом.

– Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова поговорки « Здоровому все здорово»

Нам с вами предстоит сегодня рассуждать о здоровом образе жизни, о том, как каждый из вас заботится о своем здоровье

4.Работа в парах.

Задания парам: Используя краеведческую книгу «Богатыри земли удомельской», найти аргументы  к тезису сочинения. ( Заранее  распределены  тематические главы книги  между парами учащихся: развитие футбола, баскетбола, художественной гимнастики, лыжной подготовки и т.д.). Примечание: учащиеся, которые занимаются в настоящее время спортом, работают с главами книги, соответствующими их спортивным  интересам.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Повторение схемы (порядка, плана) работы над сочинением.Работа на определение типов текста.

-В нашей теме определен тип текста – рассуждение. Давайте вспомним все типы текстов (описание, повествование, рассуждение)

- Что представляет собой текст рассуждение? (размышление). Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом речи. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить.

План работы (спроецирован на доску)

1.Конкретизировать тему. Определить основную мысль сочинения.

2.Определить, кого и как мы будем убеждать своим сочинением.

3.Собрать материалы.

4.Составить план.

5.Работа с черновиком.

6.Редактировать  текст сочинения.

Средства связи частей рассуждения. (Спроецированы  на доску)

1.Тезис. Докажем это. Это можно доказать так…

Почему? И вот почему.

Это объясняется следующим.

2. Доказательство.

а. Во-первых, ….. Например, …..

б. Во-вторых, ….. К примеру, ….

В. В-третьих, …… Допустим: ……

3. Вывод. Итак, …….

Обобщим всё сказанное.

Таким образом, ……

Следовательно, ……

2. Беседа по теме сочинения.

- Мы уже сказали, здоровому все здорово! А как же добиться отличного здоровья? Что помогло удомельским спортсменам не только поддержать свое здоровье, но и добиться  многих спортивных побед? (ежедневные тренировки, соблюдение режима дня, закаливание, правильное  питание, отказ от курения)

- Расскажите о развитии в нашем маленьком городе ваших любимых видов спорта(2 – 3 учащихся передают содержание краеведческой книги)

- А чем любите заниматься вы? Расскажите о своём любимом виде спорта.

(Учащиеся рассказывают о любимых видах спорта).

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа над планом сочинения.

Примерный план сочинения к теме: « Здоровому все здорово!»

1.Какое значение я вкладываю в понятие здоровый образ жизни.

2.Как я забочусь о своем здоровье.

А)

Б)

В)

3. Что бы я пожелал своим одноклассникам.

2.Работа  над  пунктуационным, грамматическим и речевым строем сочинения.

На доске  спроецированы схемы предложений. Необходимо найти соответствия и объяснить постановку знаков препинания.

1). Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках и лыжах.

2). Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость, выдержку.

3). Спорт – это радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе.

4). Ребята! Занимайтесь спортом, и всё в вашей жизни изменится.

-  Отредактируйте предложения (Спроецированы на доску)

1.Я часто задумываюсь о полезности занятий спортом. Спортом заниматься полезно. Полезно плавать, бегать на лыжах. ( Я часто задумываюсь  о пользе, которую приносит плавание, ходьба на лыжах,  футбол….)

2.Хорошо пробежаться зимой по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв сил. ( Хорошо пройти по лесу на лыжах, почувствовать особенный наплыв сил .)

3. Удивляюсь ребятам, которые могут целый день смотреть телик. ( Телевизор)

4.Спорт помогает стать сильным, добрым, жизнерадостным, умнее. (Спорт помогает стать сильным и выносливым.)

3. Самостоятельная работа учащихся над сочинением.

V. Этап информации о домашнем задании

Дописать сочинение. При желании создать иллюстрацию по теме сочинения.

VI. Подведение итогов

Хочу вас вернуть к вопросам, прозвучавшим в начале урока. Мы четко определили пути, следуя которым, мы всегда будем здоровы.

VII. Этап рефлексии

Напишите (по парам, как сидите) синквейн со словом «здоровье». ( Схему синквейна ребята очень хорошо знают, дополнительного обращения к его структуре не требуется.)
Зачитайте получившиеся высказывания.  ( Зачитывают)

Спасибо! Я объединяю все ваши синквейны своим:

Здоровье.
Крепкое, необходимое.
Заниматься, закаляться.
Здоровый образ жизни.
Спорт.

Заключительное слово учителя:  Ребята, я  еще раз призываю вас: «Хотите быть здоровыми – будьте  ими!»

Использованная литература:

1.Борисов И. П. Формирование здоровьесберегающей среды. // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - № 11. - С.62-73.

2.Виноградова Б.К, Е.В.Воронцова Е.К, Н.И Иванова Н.И. «Богатыри земли Удомельской». – 2012.

3.Гущинская, М. В.  Здоровьесберегающая технология развития письменной речевой деятельности учащихся общеобразовательных школ / М. В. Гущинская  // Практическая психология и логопедия. - 2010. - № 2. - С. 36 - 42.

4.Казначеев В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума "III тысячелетие. Пути к здоровью нации". Москва, 15-17 мая 2001. - 194 с.

5.Летуновская, С. В. Развитие здоровьесберегающего поведения школьников / С. В. Летуновская, Н. Н. Морозова  // Интеграция образования. - 2010. - № 3. - С. 82 - 89

6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.-320с.

 

 

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: рик (15.12.2016)
Просмотров: 212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: