.
Главная » Статьи » Методическая копилка

Кабинет здоровья

Л.А. Петрова, учитель, педагог дополнительного образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение Удомельская начальная общеобразовательная школа «Садко», г. Удомля Тверской области.

Сегодня в практике  инновационного образования часто применяем термин  компетентностный подход.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для продуктивного воздействия по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующих компетенций, включающих его личностное отношение к предмету деятельности.

Эти понятия (компетенция и компетентность) почти синонимичны. Первое чаще применяется для обозначения результата, выражающегося в реальном владении методами, средствами деятельности и такой формой сочетания знаний, умений и навыков, которые позволяют ставить и достигнуть цели по преобразованию окружающего мира.

Владение той или иной образовательной компетенцией предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую совокупность определённых видов деятельности.

Учебно-познавательную компетентность следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности старшеклассника.

Но мы должны обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья (сформировать  у учащихся школы на уроках и во внеурочной деятельности ключевую – эколого-валеологическую компетенцию.) Великий философ Платон ( 427 – 348 г.г.до н. э) называл хромым человека, тело и душа которого не были развиты в одинаковой степени.

В школах Тверской области с февраля 2010 года стали создаваться кабинеты здоровья, а уже с 1 сентября 2010 года каждая школа  Тверской области  открыла  такие кабинеты (идея создания  кабинетов здоровья  была обозначена в послании Губернатора Тверской области Д.А. Зеленина Законодательному Собранию Тверской области в декабре 2009 года). Кабинет здоровья» - это координационный центр.

Центры создали для того, чтобы появилась специальная площадка для дискуссий, взаимодействия взрослых и детей по формированию мотивации к активному здоровому образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом, спортом с учетом особенностей любого возраста.

Во- первых, это прежде всего системная работа с учащимися – исследовательские проекты, интерактивные уроки, клубы по интересам, тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия.

Во-вторых, работа с родителями, которая  предусматривает взаимодействие с родителями как с равными участниками проекта. Используется методическая литература, материалы в цифровом формате, индивидуальные консультации и тренинги, обсуждение интересных семейных решений по формированию мотива к здоровому образу жизни

В-третьих, это информационно-разъяснительная работа – видеоролики, методическая база данных по проведению занятий по вопросам здоровьесбережения, тренажеры. Закрытая зона – на случай, если возникла опасность. В ней собраны материалы по профилактике алкоголизма и наркомании.

В методических рекомендациях по организации региональной спортивно – образовательной программы  «Президентские тесты», в рамках деятельности кабинетов здоровья общеобразовательных учреждений (утверждены Начальником департамента образования Н.А Сенниковой  13 июня 2011 года) речь идет о необходимости размещения в кабинетах здоровья:

  • программы «Президентские тесты»;
  • положения «Президентские состязания»;
  • Результатов 2-х тестирований обучающихся (осень, весна);
  • Информации  о развитии физических качеств;
  • информации о проведении мониторинга определения уровня развития физических качеств;
  • оценочных таблиц по возрастам;
  • Теоретических  знаний по предмету физическая культура.

Цель: каждый ребенок сможет самостоятельно следить за динамикой развития физических качеств.

Для преподавателей физической культуры, с целью обмена опытом и обучения, необходимо проводить мастер-классы, семинары, курсы повышения квалификации.

О мониторинге состояния обученности по русскому языку, математике мы говорим давно. Настало время проведения самого главного мониторинга  - уровня развития физических качеств, в центре которого и состояние здоровья школьника, и учет важнейших составляющих физической культуры ученика – систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и спортом, ведение здорового образа жизни.

Ребенок 7 – 10 лет (учащийся начальных классов)  не может самостоятельно проанализировать  уровень своей физической подготовленности. Диагностика, предложенная в  программе» «Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся» В. И. Ляха, А. А. Зданевича и диагностика  программы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» сходны.

Все упражнения,  представленные в президентском  многоборье, доступны и включены в учебную программу по физической культуре.

Учащимся  необходимо объяснить  существующие программы, рассказать о том, что они проверяют скоростные, силовые, координационные, скоростно – силовые физические способности, а также ловкость, выносливость  и гибкость. На вступительных уроках мы разбираем одну из физических способностей (например, ловкость), делаем акцент  на развитие этого качества, используя подготовительные, специальные и соревновательные упражнения.

Уже в конце первой четверти составляем диаграммы по классам, а также индивидуальные диаграммы, таблицы на каждого ученика. В качестве примера  приведем диаграмму уровня  физической подготовленности учащихся одного из классов.

Далее составляем текстовый  анализ уровня  физической подготовленности учащихся этого класса, сравнительный анализ с результатами прошлого учебного  периода (четверти, полугодия, года ). На основании анализа составляем  «программы коррекции» содержания  физической подготовленности на следующий период (четверть полугодие, год). Например, анализируя уровень физической подготовленности учащихся 1 б  класса на начало 2011-2012 учебного года, сделали вывод  о преобладании  высокого уровня физического развития детей по таким показателям, как   челночный бег, гибкость, подтягивание.

Низкий уровень физического развития преобладает  по показателю прыжки. Необходимо акцентировать внимание на обучение прыжкам в длину с места, а также подобрать для уроков физической культуры  подвижные игры с прыжками,  включить  конкурсы с прыжками  в эстафеты, подготовить домашние задания (включая семейные) с тренировкой прыжков в длину с места.  Также в разделе «Легкая атлетика»  большее внимание следует уделить бегу на короткие дистанции, бегу на выносливость (включить бег на выносливость в комплексы ОРУ).

Диаграммы индивидуального уровня физического развития имеются у каждого учащегося.

Такой подход дает возможность точно контролировать возрастную динамику изменения показателей физического развития (в том числе самим детям, родителям). В зависимости от того, насколько каждый ученик улучшит свои показатели по сравнению с исходными данными, будет напрямую зависеть и его оценка по физической культуре. Это дает стимул утвердиться в своих возможностях и улучшать результаты (самая высокая оценка – победа над собой!).

Ученик должен понимать, что он бегает, метает, прыгает, играет в баскетбол и футбол не только ради какого – либо результата, а ради того, чтобы быть здоровым! «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»,- предупреждал нас Аристотель

( 384 – 322 г.г. до н.э) . Эколого-валеологическая  компетенция – одна из самых главных компетенций!  Ведь здоровому человеку все здорово!

Категория: Методическая копилка | Добавил: рик (06.11.2011)
Просмотров: 2522 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: